Гамбург

 
 

Германия

Воздушное сообщение

Самые крупные аэропорты Германии включены в сеть железнодорожного сообщения. Общий терминал позволяет сделать пересадку непосредственно с самолета на поезд дальнего следования (см. рис.). Специальную услугу, использующую эту схему предлагает пассажирам авиакомпания "Пулково".

Железнодорожный транспорт

Вокзалы (Bahnhof-Bf, центральный вокзал - Hauptbahnhof, Hbf)

На любом вокзале имеется центр обслуживания пассажиров (Reisezentrum), в кассах которого можно зарезервировать или купить билеты, а в информационном бюро получить любую информацию, касающуюся поездок. Проблема состоит в том, что они работают не круглосуточно, а как правило, с 6.00 до 21.00, а в субботу и воскресенье, а также в небольших городах, закрываются еще раньше. Билеты на ранние поезда приходится покупать накануне или в автомате.

На все вопросы о поездах, расписаниях, задержках поездов, о городе, в котором вы находитесь, о гостиницах Вы получите ответы в Information или Service-Point. Здесь же можно посмотреть телефонную книгу данного города.

Информация так же размещается на стендах, выполненных в виде огромных человеческих силуэтов. На желтых стойках вывешиваются планы вокзала и города, на красных - расписание поездов, на зеленых - сведения о проходящих в городе культурных и спортивных мероприятиях.

- Расписание (Fahrplan) движения поездов печатаются на бумаге желтого цвета, прибытия - белого. Цифрами от 1 до 7 в кружочках обозначены дни недели, по которым курсируют поезда, на них всегда следует обращать внимание. Символ в виде двух скрещенных молоточков означает рабочие дни, к которым относится и суббота. Поезда с вагонами для пассажиров с велосипедами, колясками, багажом больших габаритов отмечены изображением велосипеда. Вагоны для курящих обозначены силуэтом дымящейся сигареты.

Залы ожидания, а вернее маленькие комнатки с двумя десятками стульев, имеются только на крупных станциях. В большинстве случаев Вы найдете несколько сидений в Reisezentrum и скамейки на платформах.

- Камеры хранения (Schliessfacher) на вокзалах только автоматические. Вещи в них могут находиться не более трех суток (72 часов). Первые и вторые сутки хранения в зависимости от размера ячейки стоят по 1-3 EUR, а третьи - уже 2-6 EUR. Для самостоятельной перевозки багажа везде имеются тележки. На 27 больших вокзалах организована служба носильщиков, но только на 7 из них носильщики присутствуют постоянно. В других местах их услуги нужно заказывать по телефону за час до приезда. За один или два чемодана носильщики берут 2,5 EUR, за каждый следующий - 1,25 EUR.

- Поезда пригородного сообщения

К ним относятся поезда городской железной дороги S-Bahn, которые курсируют в черте города наряду с поездами метрополитена (см.стр. 80), и пригородные (региональные) - Regional Express (RE), Stadt Express (SE), Regional Bahn (RB).

Новое поколение поездов обеспечивает высокий комфорт в пути. Современные бесшумные вагоны оборудованы мягкими удобными сиденьями, кондиционерами, иногда телевизорами, обеспечивают возможность выхода из вагона непосредственно на платформу, минуя ступеньки.

Расписание движения электричек составлено так, что возможно сделать пересадку на поезда дальнего следования без длительных ожиданий, переездов на дугие вокзалы и переходов на другие платформы.

- Поезда дальнего следования (Die Deutshe Bahn [DB])

Это скорые поезда, оборудованные в соответствии с современными требованиями к комфорту (кондиционеры, противошумная защита, видео, телефоны, факсы, рестораны, бистро или бары). Железные дороги обслуживают дневные и ночные поезда. В дневных поездах есть только сидячие места. В зависимости от класса вагона это могут быть кресла в купе с 6 пассажирами (1 класс) или в общем салон (2 класс). В ночных пездах предлагаются еще две категории размещения: купейные вагоны с купе на 4 или 6 "лежачих" мест и спальные повышенной комфортности на 2 или 3 пассажиров; в стоимость такого билета входит завтрак. Во всех ночных поездах работает круглосуточный сервис.

Дневные поезда:

- Inter City Express (ICE) - ИнтерСитиЭскпресс - самый современный тип немецких поездов. Ежедневно связывает крупные центры страны. Развивает скорость до 300 км/час. Вагоны 1 класса оборудованы по VIP-стандарту: кожаные кресла, розетки для подключения портативных компьютеров на каждом месте, обслуживание официантами;

- Inter City (1С) - поезда ИнтерСити соединяют 80 вокзалов страны;

- Euro City (EC) - составы ЕвроСити доставляют пассажиров в города Европы;

- Schnell Zug (D) - скорый поезд;

- IR - Inter Regio поезда дальнего следования, соединяющие между собой районы Германии.

Ночные поезда:

Inter City Night (ICN)

City Night Line (CNL)

DB NachtZug.

Стоит упомянуть о дверях в поездах, которые не открываются автоматически и не всегда их открывает проводник. В самых современных поездах все просто - нажал кнопку, и путь свободен. В электричках (S-Bahn) надо слегка потянуть за метали-ческую планку на двери и она плавно отъедет. Проблемы могут возникнуть с третьим типом дверей, для открытия которых необходимо потянуть вниз до упора одну из ручек-рычагов, а затем толкнуть дверь, что требует иногда не малых усилий. На маленькую платформу перед дверью при этом становиться не следует, она отъезжает вместе с ней. Двери при переходе из вагона в вагон открываются и закрываются нажатием кнопки, а иногда и вообще автоматически без Вашего участия.

Билеты

Билеты продаются на вокзалах в кассах Reisezentrum и в автоматах. Если Вы не успели приобрести билет до поездки, можно купить его в поезде у проводника (кроме поездов S-Bahn). Цена (Bordpreis) в этом случае будет выше.

Билеты на поезда пригородного сообщения продаются в автоматах, продающих билеты на городской транспорт (см.стр. 83).

Билеты на международные поезда дальнего следования можно купить только в кассе, а на рейсы в пределах Германии - в специальных автоматах. Управление автоматом происходит не посредством кнопок, а путем прикосновения к экрану. Касаясь появляющихся на Touch Screen надписей, Вы указываете цель путешествия, дату, время и категорию поезда, а автомат выбирает самый выгодный для Вас тариф. Не исключено, что это будет переезд с пересадкой или даже двумя, поэтому не забудьте получить (бесплатно) распечатку плана поездки (Fahrplanausdruck), где будет указано время прибытия и отправления поездов, а также номера платформ. Автомат принимает деньги, пластиковые карты, а также специальные льготные карты для проезда по железной дороге (карты ЕС).

На некоторые поезда, например ICE, необходимо резервировать места. При этом вы можете выбрать место у окна, в вагоне для не курящих или в купе. Все забронированные места в вагонах помечаются специальными табличками, где указывается от какой до какой станции оно будет занято. Если, войдя в вагон, Вы обнаружите, что свободных мест нет, стоит внимательно прочитать карточки брони. Может оказаться, что оно будет занято только короткое время. Если Вы забронировали место, то лучше занять его в течение первых 15 минут. После этого времени проводник может отдать его другому пассажиру.

Цена билета зависит от класса (1 или 2) или категории вагона (с креслами для сидения, купе, спальный вагон), от типа поезда, вида поездки (только "туда" или "туда и обратно"), от дня недели, от количества покупаемых билетов. Дети до б лет и багаж провозятся бесплатно, дети от 6 до 14 лет - по льготному тарифу. Существуют разнообразные экономичные тарифы, но далеко не каждый кассир их Вам предложит. Лучше самому расспросить о всех возможных вариантах, чтобы не заплатить 150 EUR тогда, когда можно проехать за 50 EUR. Дешевле всего ездить по выходным дням и вечером.

С билетом выходного дня (Schones Wochenende-Ticket) сто-иомстью 25 EUR можно кататься по всей Германии в субботу и воскресенье в компании до пяти взрослых или двух взрослых и неограниченного числа собственных детей, но только на поездах ближнего сообщения. На практике это значит, что выехав рано утром из Берлина, до Франкфурта-на-Майне можно добраться с тремя пересадками примерно за 12 часов, что конечно, долго, но очень дешево.

С 19.00 в рабочие дни и с 14.00 в субботу и воскресенье и до 3.00 действует Guten-Abend-Ticket. Он дает право на проезд во втором классе указанного поезда по указанному маршруту. На поезда ICE в пятницу, субботу, воскресенье - доплата.

Spar-тарифы ("sparen" - по-русски, "экономить" - одно из самых популярных в Германии слов): Sparpreis (SP), Super-Sparpreis (SSP), Mitfahrer-SP, Mitfahrer-SSP. Последние два тарифа ("Mitfahrer", по-русски, попутчик) означают следующее: при обычной цене билета "туда и обратно" для одного взрослого минимум в 27 EUR (2 класс) или 42 EUR (1 класс) по этому тарифу с ним может ехать до четырех взрослых и один ребенок со скидкой в 50 % и 75 % соответственно. Если между поездкой "туда" и "обратно" попадают выходные дни, то билет становится еще дешевле.

Со скидками Europa-Sparpreise можно путешествовать и в 18 других стран. При этом попутчик платит половину.

Существуют и другие комбинации и варианты экономии. Одни из тарифов отменяются, другие вводятся, поэтому лучше каждый раз спрашивать в информации.

Штраф за безбилетный проезд в поездах составляет 40 EUR. В поездах S-Bahn контроль проводят специальные бригады. В других поездах есть проводники, которые являются и контролерами.

Автобусное сообщение

Автобусное сообщение в Германии гораздо менее интенсивное, чем железнодорожное, однако, оно охватывает всю страну и связывает ее с европейскими соседями. Путешествие на автобусе не менее комфортно, чем на поезде. В автобусах такие же удобные кресла, кондиционеры, индивидуальное освещение, туалеты, холодильники, стюарды, предлагающие напитки и закуски. Учитывая качество немецких дорог, можно без усилий читать и без риска пить кофе или чай.

Большую часть пути автобусы движутся не по автобанам, а по дорогам, проходящим через небольшие городки, поэтому такое путешествие можно рассматривать как прекрасную обзорную экскурсию по стране.

Билеты на автобусы стоят несколько дешевле железнодорожных. Предоставляются скидки детям с 4 до 13 лет, молодежи с 13 до 26 лет и пожилым людям в возрасте от 60 лет. Дети до 3 лет путешествуют бесплатно, если они не занимают места. Провоз багажа на внутренних рейсах стоит 1 EUR за место и оплачивается при посадке.

Билеты можно забронировать практически в любом туристском агентстве Германии за 3 дня до поездки, для международных рейсов - за неделю.

На автовокзалах нет автоматических камер хранения. Вещи берет на хранение кассир. Такая услуга стоит 3-4 EUR за место. Получить вещи можно только в определенные часы.

Поездки на автомобиле

Именно на дорогах Германии можно почувствовать всю прелесть автопутешествий. Страна гордится своими автобанами; не менее ухожены дороги местного значения, отличающиеся понятной разметкой и логичными развязками, ведущие через симпатичные городки и к старинным замкам и дворцам, к тематическим паркам и паркам развлечений. В стране более 50 так называемых "туристических дорог" (Touristenstrassen), проложенных по наиболее интересным районам. Среди них есть "Винная дорога", "Термальная дорога", "Дорога часовщиков", "Дорога аллей" и даже "Дорога спаржи"...

Дорожное хозяйство бывшей ГДР уже практически приведено в порядок, проложено много новыех трасс.

- Автобаны (Autobahn)

В Германии русских автолюбителей ожидают два наиприятнейших сюрприза: во-первых все дороги в стране бесплатные, во-вторых, на автобанах нет ограничения скорости. Многополосные трассы с почти отполированным покрытием пересекают страну во всех направлениях. О малейших дефектах заранее сообщают дорожные знаки: трещины - Trassenschaden, выбоины - Spurinnen, но что это за трещины, и что за выбоины... Единственная неприятность на автобане - это сужение дороги. Немцы постоянно ремонтируют свои дороги, поэтому три полосы автобана могут превратиться в две, причем достаточно узкие. Они ограничены временной желтой разметкой и, как правило, такое сужение не длится более 3-4 км. Обгон здесь не запрещен, но если Вы будете обгонять трейлер или автобус, расстояние до разделительного бордюра составит несколько десятков сантиметров, что при скорости 90 - 100 км/ч довольно рисковано. Так что лучше потерпеть до конца сужения.

Номера автобанов и вся информация по ним указываются на голубых щитах, номера дорог местного значения - на желтых. В квадратиках соответствующего цвета они указаны и на картах. Маленькие голубые или желтые таблички со стрелкой и надписью типа U 22 (Umleitung) обозначают объезд. Дорожных развязок с клумбой посередине, вокруг которой можно кружить, пока не разберешься, куда же ехать, к сожалению нет, хотя разговоры об их устройстве уже ведутся. Поэтому, пропустив свой съезд (Ausfahrt), остается только ждать следующего. Хотя пропустить его трудно. Все съезды , так же как и развязки, пронумерованы. 0 съезде начинают предупреждать задолго, а перед самым ответвлением за 300 м, 200 м и 100 м стоят таблички соответственно с тремя, двумя и одной косой полосой. Вообще на разметки, стрелки, указатели, щиты денег немцы не жалеют, поэтому ориентироваться и в городе, и за его пределами довольно просто.

На некоторых участках автобанов дорожное полотно имеет по правому краю выступы, служащие своеобразным будильником. Когда водитель засыпает и начинает съезжать на обочину, слышится громкий звук.

Сервисные пункты встречаются на автобанах через каждые 30-40 км, причем перед ними обязательно дается информация о том, когда вы встретите следующий. Типичный сервисный комплекс на автобане включает АЗС, кафе самообслуживаня и ресторан, а также магазин с большим набором автодорожных карт, снэков, напитков, прессы и сувениров. На улице рядом с комплексом всегда есть несколько столиков для пикников - многие немцы предпочитают в дороге питаться домашним.

Площадки для отдыха со столиками под навесом и туалетом встречаются у обочин автобанов приблизительно каждые 10 км.

Останавливаться на автобанах запрещено, кроме аварийных ситуаций или поломки автомобиля.

При вьезде в тоннель требуется включить свет.

- Авария, поломка (Panne, Unfall)

На случай поломки или аварии на автобанах через каждые 2 км установлены оранжевые столбы с телефонными аппаратами (die Notrufsaule), по которым можно бесплатно вызвать ремонтную службу, службу спасения или полицию (все номера указаны на специальной табличке). Маленькие стрелки на свето-отражательных или оградительных столбиках показывают направление до ближайшего телефона.

Поднимите откидную крышку аппарата и ждите, пока не отзовется дорожная служба (Die Autobahnmeisterei). Желательно сообщить диспетчеру, что произошло, чтобы он знал, какой вид помощи вам нужен. Автомобиль следует по возможности оттащить на запасную полосу, а самим отойти за оградительную планку и ждать, пока появится аварийная служба (der Pannendienst) и/или буксир (der Abschleppdienst).

При некоторых заправочных станциях есть автомастерские, работающие обычно до 18.00, в субботу до 13.00.

- Автозаправочные станции

В Германии бензин делится не по октановому числу, а по принятым маркам: Bensin, Super и Super Plus. По российским меркам это 92-й, 95-й и 98-й соответственно. Впрочем, если вы сомневаетесь, взгляните на небольшие наклейки около названий марки бензина: ROZ 95, ROZ 98 и так далее. Из них ясно, какое именно октановое число у этой конкретной марки. Надпись "Bleifrei" означает без свинца. Кроме обычного дизеля существует еще так называемый биодизель, добываемый из рапса. Стоимость бензина ~ около 1,10 EUR/л (95 и98).

Как во всех европейских странах, в Германии Вы сначала заправляете машину, а уж затем расплачиваетесь. Оплата производится в магазине, одинаково охотно принимаются наличные и кредитные карты.

В Германии почти нет автоматических бензоколонок, что бывает неудобно, если заправка уже закрыта, а бензин на исходе. Поэтому в здесь не штрафуют тех, кто заправляет автомобиль из заранее припасенной канистры.

На заправке можно бесплатно и самостоятельно померять давление в шинах и помыть стекла. Все необходимое для этого находиться под табличкой "Luft/ Wasser". Пылесос-автомат парковке без оплаты. Считается, что вы запарковались, если машина стоит более 3 минут. Разрешается не долгая стоянка на месте, предназначенном для парковки инвалидов, которое должно быть освобождено по первому требованию. Если же Вы побежали в магазин и там задержались, то грозит штраф в 35 EUR.

На платной уличной стоянке необходимо приобрести парко-вочный билет (в разных городах цены отличаются, но обычно речь идет об 1-2 EUR/час). Билет Вам выдаст автомат, который достаточно привередливо относится к купюрам, как правило, не принимая их вовсе. Так что стоит позаботиться о мелочи или использовать кредитную карточку. Билет размещается на торпеде или на лобовом стекле, чтобы парковочным инспекторам, курсирующим по городу, он был сразу заметен.

Имейте в виду, что большинство парковок на улицах городов не только платные, но стоянка на них к тому же ограничена по времени. В некоторых местах разрешено стоять лишь полчаса или час. Обойти запрет можно, если каждый час возвращаться к машине и менять чек из парковочного автомата на новый, словно вы только что приехали. Но это может и поднадоесть.

Если парковочный автомат сломан, можно припарковаться бесплатно, оставив под стеклом записку со временем прибытия, но при этом не больше, чем на максимально разрешенное время.

Обязательно соблюдайте разметку стоянок, даже если кажется, что линии нанесены слишком далеко от перекрестка и Ваша машина вполне уместится за разметкой. Немцы все продумали и просчитали в Ваших же интересах. Вы в этом убедитесь, когда из-за поворота появится автобус, которому эти метры и нужны, чтобы вписаться в узкую улицу.

Никогда не оставляйте машину на полосе с надписями BUS, TAXI. Вернувшись через 20-30 минут, можно ее не найти, а со штрафной площадки автомобиль отдадут в обмен на 150 EUR.

Платные стоянки становятся бесплатными после 18.00 в будние дни, после 16.00 в субботу и весь день в воскресные и праздничные дни. В это время отыскать свободное место для парковки вообще невозможно - вокруг машины, у которой зажглись огни заднего хода, кружат стаи претендентов. Немецкие водители ухитряются втиснуть шестисотый "Мерседес" в такой промежуток между машинами, в который на первый взгляд не влезет и 'Запорожец''. Поэтому будьте готовы, вернувшись к своему автомобилю после осмотра достопримечательностей, слегка потолкаться бамперами. Кстати, это в порядке вещей и никого не шокирует.

Парковка в подземном гараже (Parkhause) стоит не меньше, чем на улице (как правило, первый час - 2 EUR, последующие дешевле), но место в часы пик и здесь бывает не всегда. На подъездах к центру города установлены электронные указатели-табло, информинующие о наличии свободных мест в ближайших паркингах. Зеленая надпись FREI означает наличие мест, красная BESETZT - отсутствие.

На некоторых парковках не только для инвалидов, но и для женщин отведены более удобные и освещенные места. Если Вы их займете, то Вас могут оштрафовать.

Ценных вещей в машине не оставляйте даже на несколько минут. Лежащую на видном месте сумку изымут моментально, разбив стекло, на багажник потребуется не больше двух минут. Это случается во всех странах, и Германия - не исключение.

Штрафы

Германия единственная страна в мире, где скорость на авто-банах законодательно не ограничена. В 1974 г. введена так называемая рекомендуемая скорость - 130 км/ч. В случае дорожно-транспортного происшествия автоматически становится виновным тот, кто превысил это значение. На других дорогах установлен лимит скорости: в населенных пунктах - 60 км/ч, за их пределами - 90 км/ч,

Алкоголь за рулем разрешен в пределах 0,5 промилли.

Нарушая правила, вспомните нижеследующие цифры.

Вид нарушения Размер штрафа

Превышение скорости в городе за городом

на 20 км/час От 30 EUR

на 51-60 км/час 170 EUR

на 61-70 км/час 300 EUR

более чем на 70 км/час 420 EUR

Проезд на красный сигнал светофора от 68 EUR

Нарушение правил обгона от 33 EUR

Парковка в запрещенном месте от 14 EUR

Не укрепленное детское сиденье 25 EUR

Не застегнутые ремни безопасности, 30 EUR

Разговор по мобильному телефону за рулем 30 EUR

Управление в состоянии опьянения от 200 EUR

- Службы попутчиков (Mitfahrzentrale)

Передвигаться по Германии на автомобиле, не имея собственной машины доступно не только любителям "автостопа", но и любому, кто воспользуется услугами службы попутчиков. Суть состоит в том, что человек, отправляющийся на своем автомобиле на большое расстояние внутри страны или за границу, через эту службу ищет себе попутчиков, которые оплачивают часть стоимости бензина. Такой путь передвижения дешев, но слегка авантюрен.